КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ВЫБРАТЬ ПРОФЕССИЮ

Этот вопрос волнует многих взрослых. Ведь от правильного выбора профессии зависит будущее этого человека и в значительной степени то, как сложится его дальнейшая жизнь.

Профессия — это не только способ заработать «на хлеб насущный» (что тоже само по себе немаловажно, поскольку мало кому нравится роль вечного «нахлебника на чьей-то шее»), но и способ реализовать себя, получить уважение окружения, активно ставить и достигать цели в жизни и вносить вклад в общество, помогать людям, повышать свою компетентность и подавать пример другим, получая при этом удовольствие от хорошо сделанной работы, достигнутых результатов. Это и профессиональная гордость, и уверенный взгляд в будущее, и навыки плюс мастерство, которые дают и личное удовлетворение, и которым можно научить еще кого-то. Это и счастливые глаза, что что-то хорошо получается, и улыбки тех, кому Вы принесли пользу, оказали поддержку. И в то же время это пространство для саморазвития и работы над собой.

Но как решить этот важный вопрос? Как выбрать из океана профессий ту самую, что поможет создать все это? Если ошибиться и просто навязать ребенку какую-то «не его» профессию, можно сделать его несчастным на всю жизнь, с уставшим или равнодушным взглядом, или работающим лишь ради денег, или спасающимся от нелюбимой работы в алкоголе или подобных вещах.

Мы не хотим такого будущего нашим детям. Мы хотим видеть их счастливыми, здоровыми, успешными.

Как же правильно подойти к этой задаче? Как человек, более 17 лет проработавший в социальной сфере, в области просветительской деятельности и личностного тестирования, я довольно часто сталкивалась с подобным вопросом у родителей и близких ребенка, да и у самих детей. Исходя из этого опыта я бы выделила несколько важных моментов.

1. Помогите ребенку как можно с более раннего возраста как можно шире познакомиться с теми профессиями, которые существуют в обществе, не думайте, что это знакомство произойдет само собой «с его ростом»: многих профессий не видно на улице, их не показывают в фильмах и не рекламируют на больших плакатах, хотя они есть и нужны для жизни общества как кровь нужна для жизни тела (кстати, какие профессии Вы бы сами отнесли к числу таких? Возможно, среди них и Ваша?)

2. Когда вы знакомите ребенка с профессией, не ограничивайтесь только устным описанием или одной картинкой, или одни роликом в интернете, попробуйте найти и показать ему эту профессию в жизни, понаблюдать за людьми этой профессии, а затем обсудить ее предназначение и ее пользу для общества, для самого человека, для его семьи, ее особенности, сильные и, возможно, слабые стороны — у каждой профессии они есть, нужно просто посмотреть внимательно.

Затем обсудите какие знания, навыки, личностные качества нужны человеку, чтобы быть успешным в этой профессии и чтоб она была в радость, что человеку этой профессии должно быть по душе и что у него должно хорошо получаться, как и по каким шагам можно эти знания и навыки приобрести и качества в себе развить, чтобы довести их в этой области до профессионального уровня.

3. Будьте готовы к тому, что профессии развиваются во времени: когда знакомите ребенка с какой-то профессией, посмотрите с ним, какая она была в прошлом, какая она сейчас, какой она может стать в будущем (исходя из имеющихся направлений ее развития и в целом тенденций культуры).

4. Если при знакомстве с какой-то профессией у ребенка возникло непонимание или вопрос, не отмахивайтесь от них, помогите ему разобраться и найти настоящие, а не выдуманные ответы на них — ведь ему с этими ответами идти дальше по жизни, даже если он и не выберет эту профессию как свою, он будет сталкиваться с ней в обществе и неправильное или предвзятое отношение к ней может «выйти ему боком».

5. И самое важное: смотрите вместе с ребенком, помогайте ему разобраться, советуйте ему, говорите ему свою точку зрения — это нужно и имеет большое значение, без Вашей поддержки ему будет гораздо сложнее. НО при этом добивайтесь, чтобы выводы делал он сам и выбор был его выбором, тогда его будущее будет действительно принадлежать ему. И оно будет счастливым. .

Если честно, то я была в шоке: если я сейчас не могу с ним справиться, то что же я буду делать с ним, когда у него наступит переходный период.

Какое же я нашла решение?

Я просто стала игнорировать все его истерики: «не хочу», «не буду», и подтверждать любую его помощь мне по дому и т. д. — т. е. хвалила его хорошие поступки и действия.

В итоге, хорошего становилось все больше и больше, а плохого соответственно меньше. Таким образом, только одно это действие (давать подтверждения хорошему и игнорировать плохое) привело к тому, что мой ребенок стал мне помогать, каждый день по 20-30 раз говорить что очень меня любит, стал более самостоятельным, перестал требовать «купи это …».

Если честно, то я сама была удивлена, что такое простое действие может иметь такой эффект. Это работает! И это правда!

Можете проверить это на собственном опыте. Только предупреждаю, запаситесь терпением и выдержкой, чтобы довести это до конца! Честно говоря, вначале мне было не просто пройти через это. Но в итоге я получила ребенка, который меня понимает и сотрудничает со мной.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ВЫБРАТЬ ПРОФЕССИЮ