РЕБЕНОК ДЕЛАЕТ ЧТО-ТО НЕПРАВИЛЬНОЕ. ЧТО С ЭТИМ ДЕЛАТЬ?
Наши дети:
• Не ложатся вовремя спать. | ![]() |
• Утром не подымешь в школу. |
• Не хотят отстать от компьютера. | • Попадают в зависимость от компьютера. | |
• Не садятся вовремя за уроки. | • Начинают отставать в учёбе. | |
• Дружат с теми, с кем мы запрещаем. | • Заражаются дурными примерами. | |
• Не хотят есть полезную пищу. | • Вредят своему здоровью и т.д. и т.п. |
Иногда, чем больше мы требуем от ребенка вести себя правильно, тем упорнее он делает наоборот.

Ну а мы, взрослые, любим выполнять чьи-то требования или просьбы, если нас делают неправыми? «Так я ж ему(ей) сто раз уже объяснял(а), почему это надо делать,» — скажете вы.
В этом и закавыка всей системы образования и воспитания. Это ВЫ считаете, что ваше требование или просьба имеют смысл. Ребёнок так не считает. И слава Богу, что он не спешит выполнять то, что не считает нужным выполнять. Значит он ещё не сломлен.
В современном обществе отчётливо просматриваются два противоположных подхода в воспитании детей: |
I. Запрещать детям делать неправильные вещи, а заставлять делать правильные, так как дети ещё не умеют отличать правильное от неправильного. |
II. Разрешать делать детям всё, чтобы не подавлять психику, кроме действий угрожающих здоровью. |
Похоже, что эти два подхода не срабатывают. Попробуем подойти научно.
Ребёнок — это чистый лист, на который можно вписать личность в зависимости от воспитания. Верно ли это?
Вот что пишет по этому поводу Амонашвили Шалва Александрович, автор гуманно-личностного подхода в образовании: «Ребёнок как явление несёт в себе свою жизненную задачу, жизненную Миссию, которой он должен служить.»

Исходя из этой посылки, можно сделать вывод, что ребёнок – это не чистый лист, а личность, которая ещё не сформировалась в тот тип, который был ей предначертан.
Поэтому, более успешен для решения вышеперечисленных проблем, следующий подход: |
мы должны вести себя с ребёнком также, как и со взрослым человеком. |
А именно: взрослого человека вы не наказываете, не ставите в угол, а что вы делаете? Договариваетесь. |
Кто-то может сказать, что ребёнок не в состоянии понять предмет договорённости. Но это не так. Впомните, как дети остро реагируют на несправедливую ситуацию:
— Это нечестно!!! Ты же обещал (обещала)!!!
Разверните это чувство в обратную сторону, когда вы с ребёнком договорились и он вам пообещал.
Конечно, договориться с ребёнком – дело тонкое. Тут есть такие детали: никогда, никогда, никогда не пытайтесь договариваться в момент, когда ребенок совершает неправильные действия. В этом случае, дело может кончиться даже истерикой, так как все ваши доводы могут быть восприняты ребенком как действия направленные против него. В результате, вам уже будет трудно договариваться на эту тему, даже спустя некоторое время.
Поэтому протерпите уж как-то момент совершения неправильных действий. Позже, в подходящий момент, заведите об этом речь. Это будет срабатывать, если делать это правильно.